Слов для обозначения эмоций известно много. Однако большинство современных людей владеет только небольшой их частью. А когда возникает необходимость свои эмоции заметить, то оказывается, что «нет слов». В своей работе я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может подобрать слов для обозначения своих эмоциональных переживаний. Для облегчения решения такой трудности мне понадобился список эмоций на бумаге.
Хотя таких списков в интернете завались, и можно было взять любой, мне хотелось создать функционально организованный список. Так чтобы он был удобным инструментом. Для этого я разделил эмоции на 4 категории, в каждой выделил группы качеств, а в каждой группе качества распределил эмоции по интенсивности.
Категории такие: первые две – «позитивные» и «негативные». «Позитивные» - это те эмоции, которые сопровождают процесс удовлетворения потребностей. Соответственно, «негативные» - сопровождают процесс фрустрации потребностей. Третья категория – «Недифференцированные» эмоции. Это когда эмоцию человек уже замечает, но пока не может идентифицировать её качество. Четвёртая категория – это «комплексные» эмоции. То есть такие, которые состоят из нескольких. Их часто называют «сложные» - потому что с ними сложно обращаться, по причине конфликта мотивов, которые в эти эмоции вложены.
Группировку по качествам для «позитивных» и «негативных» эмоций я сделал исходя из цикла удовлетворения (неудовлетворения) потребности. Довольно приблизительно их можно обозначить так:
- обнаружение потребности;
- поиск подходящего объекта для удовлетворения потребности;
- обнаружение такого объекта;
- контактирование с ним (поглощение, использование);
- завершение контакта с объектом;
- присвоение опыта.
С интенсивностью всё просто: больше цифра – выше интенсивность (сила/глубина) эмоции. Шкала условная, для примерного соотнесения силы эмоций внутри одной группы.
Такая систематизация даёт несколько преимуществ. Во-первых, можно «проверить весь список» и подобрать словесное обозначение, хотя бы мало-мальски соответствующее своему внутреннему состоянию. В особо неясных случаях – из разряда «недифференцированных» эмоций. Во-вторых, можно сравнить с более и менее интенсивными эмоциями такого же качества и немного сориентироваться по силе своего переживания, оценить масштабы происходящего. В-третьих, можно попытаться проанализировать контекст своих переживаний, поискать в каком моменте происходит срыв процесса удовлетворения потребности, и возможно понять что идёт «не так» а что «так».
Вот что получилось: