По моим многолетним наблюдениям, каждая встреча в психотерапии – это сингулярность, после которой случается временной сдвиг. Всем участникам кажется, что прошло больше, чем по часам. Пятьдесят минут могут превратиться и в три часа, и в десять. Плотность осознаваний, интенсивность проживания даёт эффект субъективного увеличения длительности каждой минуты. После первой полуторачасовой психотерапевтической сессии "клиент-терапевт" у нас обоих может появиться впечатление, что мы знакомы не менее полугода. В конце трехдневки в группе бывает трудно вспомнить как я жил на прошлой неделе. Помню, как после моих первых интенсивов мне порой не верилось, что была какая-то жизнь «ДО». Кто не пробовал этого, тому не понять.
Из тех, кто пробовал – многие подсаживаются на «дополнительное» время жизни. Я когда-то именно так пошёл в программу обучения гештальт-подходу. Однажды я заметил, что регулярная терапия удваивает и утраивает субъективное время, проживаемое мной за календарный год. Я тогда подумал, что шанс прожить жизнь, в разы более длинную чем запланирована моей судьбой, слишком роскошен, чтобы его пропустить мимо. Это при том, что денежная цена вообще смехотворна.
По моим приблизительным оценкам, одна еженедельная сессия добавляет от одного до четырёх дней в неделю. Трехдневка в группе – как месяц «обычной» жизни. Для особо жадных есть выездные интенсивы, когда за десяток дней участник проживает полгода. Эффект этот хорошо известен практикующим психотерапевтам, поэтому всех участников обязательно предупреждают не делать резких движений после завершения групп и интенсивов. Требуется некоторое время для того, чтобы вернуться к обычному темпу жизни и синхронизироваться с привычной средой своего обитания. Чему, кстати, очень помогает регулярная индивидуальная психотерапия.
Дополнительным бонусом идёт накопительный эффект: под воздействием психотерапии вся остальная жизнь тоже становится плотнее и глубже. Уровень личной энергии поднимается, темп событий нарастает. Со временем разница между «жизнью в терапии» и «просто жизнью» сглаживается, и становится понятно, что такая интенсивность – это и есть обычная жизнь. А то, что раньше было обычной жизнью, до психотерапии, - было обеднено и обескровлено психологическими защитами.
Поэтому, приходя ко мне на психотерапию, будьте готовы попасть в перпендикулярное время, и прожить больше чем вы ожидаете. Имейте ввиду, что чем больше вы привыкли сдерживать себя и останавливать свою жизнь, тем больше может оказаться временная петля на психотерапевтической сессии. Учтите, что и на психотерапии вы можете и будете себя сдерживать и прятать, но делать это будет намного труднее. Поэтому долго вы это не сможете делать безболезненно. Довольно быстро вы устанете и захотите сбежать. Что я вполне пойму, и отнесусь к этому с уважением. Как обходиться со своей жизнью – только вам решать. Но если вы останетесь и рискнёте себя отпустить – а я вас стану в этом поддерживать – то жизни в ваших терапевтических часах станет больше. А после какого-то периода регулярной психотерапии приготовьтесь к тому, что в вашу обыденную жизнь просочатся незапланированные изменения, забытые краски и новые встречи.
Так что, будьте осторожны! Я вас предупредил.