Это статья сугубо практическая, содержит те правила, на основании которых я работаю сам и веду группы. Поэтому она будет дорабатываться и не имеет окончательного вида. Я не знаю, будет ли она иметь его когда-нибудь для меня самого. Дело в том, что я продолжаю психотерапевтическую практику и не планирую заканчивать в обозримом будущем. Поэтому опыт моих наблюдений все время дополняется.
Правила работы психотерапевтической группы не являются правилами в распространённом социальном значении. Они скорее имеют характер природных законов. Если им следовать, то отношения между участниками группы развиваются в конструктивном ключе. А если их нарушать - то в деструктивном. Говоря проще, при следовании этим правилам удовлетворение участников в группе повышается, а при нарушении этих правил увеличивается страдание. Поэтому, возможно, было бы уместно говорить не о правилах, а о тенденциях и соответствующих рекомендациях. Но традиция такова, что о правилах говорить привычнее, а значит и понятнее и эффективнее.
Следует учесть, что тенденций в групповой динамике много, и если их все достаточно понятно описать в списке правил, то он получится весьма объёмным. Предлагать участникам группы с самого начала выполнять или даже хотя бы прочитать такой список – может показаться слишком обременительным. Поэтому группа в процессе своей работы постепенно нащупывает те правила, которые актуализируются в соответствующие моменты. Однако есть и такие, которые желательно объявить заранее. Кроме того, ведущему группы удобно заранее иметь представление об этом списке.
Правила группы можно условно разделить на три категории. Первая категория – организационные правила, или сеттинг группы. Ещё две относятся к содержанию групповой динамики: рекомендации «что следует поддерживать» и рекомендации «что следует останавливать».
-
Организационные правила, сеттинг. Внешние условия существования, или «форма» группы. Эти правила обычно определяет ведущий группы до её начала, и они не меняются до конца жизни группы. По усмотрению ведущего для каких-то специальных целей он может менять сам или предложить участникам обсудить некоторую гибкость этих правил.
- Время и место. Дни и часы встречи группы, физическая или виртуальная территория.
- Закрытая или открытая. То есть будут ли добавляться новые участники в процессе работы группы.
-
Условия оплаты: до встречи группы или после, возможно за несколько сессий или за некоторый срок, сумма оплаты, валюта платежа, наличные или безналичные.
- Оплата пропусков. Возможны ли не оплачиваемые пропуски для участников, по каким основаниям.
- «Ты» или «Вы». Как участникам обращаться друг к другу и к ведущему.
- Предупреждать о своих пропусках и опозданиях. Желательно предупреждать заранее ведущего или всю группу, звонить или писать в чат когда это внезапно. Можно ли приходить на встречу группы с опозданием, есть ли ограничение по величине опоздания.
-
О содержании встречи, рекомендации «что поддерживать». Поддерживать стоит те формы предъявления участников, которые ведут ко взаимному удовлетворению. Что поливаешь, то и растёт!
- Прямые обращения предпочтительны. Говоря о человеке, присутствующем в группе, следует обращаться прямо к этому человеку (за исключением диалога с другим участником, где требуется ссылка на присутствующего в группе). Говоря что-то, старайтесь выбирать того, кому Вы это говорите. Если Вы будете говорить «группе» или «пространству», то высока вероятность того, что Вы не получите ответа, и ещё одна незавершённая коммуникация повиснет в воздухе.
- Приоритет «здесь-и-сейчас». По сравнению с обсуждением историй, происходящих за рамками групповой встречи, будет важнее и эффективнее для всей группы обсуждение происходящего в группе – так как это касается всех участников.
- Высказывания от «я» и о себе. Предъявление содержания своего субъективного мира куда важнее для выстраивания «хороших отношений», чем обмен мнениями о чём-либо вне себя. Внутри нашего субъективного мира происходят акты восприятий, ощущений, эмоций, фантазий, желаний, размышлений, суждений, выборов, решений. Мнения (суждения) – лишь часть этого мира, и в обыденных коммуникациях их слишком много. Что является одной из причин низкого качества этих коммуникаций. В психотерапевтической группе этот перекос необходимо выравнивать.
- Обращайтесь к своим физическим переживаниям, а также к изменениям поз и жестов других. Например, если Вы начинаете испытывать дискомфорт и головную боль, пока кто-то говорит слишком много по Вашему мнению, поделитесь своими переживаниями с этим человеком.
- Говорить об актуальных эмоциях. Обычно, самая избегаемая область субъективного мира – эмоциональная. Поэтому в психотерапевтической группе этой области следует уделять несколько бОльшее внимание, чем остальным. Регулярное внимание к эмоциональным переживаниям помогает натренировать сознание тому, как эффективно использовать свои эмоции в процессе проживания своей жизни. Наибольшая эффективность такой тренировки происходит при наблюдении за теми эмоциями, которые происходят прямо сейчас.
- «Я-сообщения». Это схема высказывания от «я» и о себе, включающая в себя прямое обращение, «здесь-и-сейчас» контекст, актуальные эмоции и запрос на изменение коммуникации в горизонтальной плоскости. Максимально конструктивная форма взаимодействия между людьми, по моему мнению. Довольно трудна к освоению по причине большой инерции к использованию стандартных защитно-нападающих форм речи. Поэтому стоит тренировать её по частям – для этого и существуют рекомендации выше.
- Стараться выслушивать говорящего и пытаться его понять. Это одна из существенных функций коммуникации, вспомните об этом.
- Прислушивайтесь к чувствам других людей и признавайте их. Избегайте интерпретировать «подлинное» значение утверждений человека.
- Экспериментируйте, рискуя участвовать в обсуждениях. Группа – это гуманитарная лаборатория, в которой Вы можете испытать воздействие Вашего поведения, которое раньше Вы считали недоступным для себя.
- Передавать слово или говорить «я закончил(а)».
- Желательно предупреждать зачем выхожу. Во время групповой встречи может возникнуть необходимость выйти из группы (ответить на звонок, посетить туалет). Следует предупредить участников о причине своего выхода и может быть назвать примерное время. Это необходимо для того, чтобы остающиеся в группе не были вынуждены лихорадочно обдумывать, не вышел ли участник из группы для совершения попытки суицида, и не пора ли вызывать службы спасения.
-
О содержании встречи, рекомендации «что следует останавливать». Обычно следует останавливать или как минимум ограничивать неосознаваемые формы агрессии. Их так же называют пассивной, скрытой, нелегальной, отыгрываемой или неприсвоенной агрессией. Задача состоит в осознании, признании своей агрессии и принятии ответственности за неё. Без этого принятия в группе развиваются деструктивные формы агрессии. Будучи принятой, агрессия становится конструктивной силой и становится инструментов в достижении удовлетворения.
- Уголовный и гражданский кодексы продолжают своё действие и во время групповой работы.
-
Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать за пределами группы истории других участников группы. Можно рассказывать только о лично своём опыте переживаний.
- Нельзя записывать (аудио и видео). Можно делать записи на бумаге, или спрашивать явное разрешение всех участников перед записью/фотографированием.
- Нельзя негласно приглашать свидетелей в группу (в онлайн-группе технически возможно наблюдать за группой, не будучи замеченным. Но и при встрече в оффлайн-группе тот же эффект дают микрофоны, видеокамеры и смартфоны).
- Правило «стоп!». Каждый участник группы имеет право остановить какое-либо взаимодействие в отношении его самого или вмешаться в происходящее в группе – в случае если ему оно причиняет страдание.
- Стараться не перебивать говорящего. Если кто-то долго говорит, то следует кратко сообщить о своем желании что-то сказать, или поднять руку. В случаях, когда это правило может вступать в конфликт с правилом «стоп!», приоритет отдаётся правилу «стоп!». Но далее требуется разбор такой ситуации.
- Нельзя оскорблять участников группы. Это разрушительно для безопасности. Следует говорить о своей злости, желательно используя «я-сообщение».
- Стараться воздерживаться от оценочных суждений. Избыточное количество оценок уже обычно присутствует в обычной жизни, и это один из стрессовых факторов, ведущих к увеличению страданий. Предпочтительно говорить о том значении, которое имеет для участника это его суждение.
- Стараться не злословить даже по отношению к кому-то за пределами группы. Следует стремиться признавать свою агрессию, а не выплёскивать её автоматически.
- Вопросам следует предпочитать утверждения. Вопросительная форма в некоторой степени агрессивна. Вопрос – это требование раскрыться. В то же время, любой вопрос может быть переформулирован в утверждение. Утверждение – это раскрытие чего-то своего, о себе. Таким образом, участник обучается ответственности за возникающие у него импульсы и перестаёт требовать от окружающих перерабатывать его агрессивность.
Наверняка найдутся и другие хорошие правила для психотерапевтической группы.