Онлайн консультирование, технические рекомендации.

Для того, чтобы онлайн консультирование проходило максимально гладко и эффективно, каждому участнику такой встречи следует предпринять некоторые меры.

До начала онлайн-встречи и на время пока она будет длится желательно обеспечить:
1. Помещение, в котором Вас никто не побеспокоит. С достаточным освещением - комфортным для Вас и для Вашего собеседника. Позаботьтесь об остальных комфортных для Вас условиях (температура воздуха, удобное сидение, салфетки и вода).
2. Качественное интернет соединение, позволяющее поддерживать видео-конференцию. Проверьте его скорость и состояние оплаты провайдеру. Если у Вас оплата тарифицируется по трафику, то учтите следующее:

Потребление трафика популярными мессенджерами.
Skype потребляет:
Конференция с видеосвязью до трех человек – от 512 КБ/с до 2 МБ. Средний расход за 60 минут – около 1.35 ГБ. Видеозвонок на пять и более участников потребует 4-8 МБ/с трафика, а час – 4 ГБ.
Zoom потребляет:
При общении один на один: Обычное качество видео – 540 мегабайт за час, HD (1280×720) – 1.08 гигабайт за час, Full HD (1920×1080) – 1.62 ГБ за час.
В видеоконференции с тремя и более участниками: Стандартное качество – 810 МБ/ч, HD – 1.35 ГБ/ч,FHD – 2.4 ГБ/ч.
WhatsApp потребляет:
часовой видеозвонок приблизительно использует около 400 МБ данных.
Viber потребляет:
расход трафика колеблется от 300 Мб за час - до 1,5 Гб в час (видеосвязь в HD-качестве).
Telegram потребляет:
от 0,42 Мб до 3,75 Мб за один 1 час.
(данные взяты из сети интернет и могут отличаться в различных условиях).

3. Если Вы будете пользоваться мобильным девайсом, то необходим источник питания для Вашего ноутбука/планшета/телефона.
4. Достаточно качественный звук, желательно - гарнитура. Если беспроводная, то проследите чтобы она была заряжена.
5. Всё оборудование желательно протестировать на работоспособность и совместимость до начала использования, оптимально провести короткий тестовый разговор.
6. Положение перед экраном. Вам должно быть хорошо видно собеседника, а ему - Вас. Желательно, чтобы Вы смогли обеспечить видимость на экране не только вашего лица, но и плеч. Совсем хорошо, если получится уместить на экране себя от пояса, вместе с руками и головой.

Поведение во время онлайн консультации.

Формат встречи онлайн - новый и несколько неестественный для человеческого существа. Наши инстинкты и привычки немного не подходят для этого формата. Со временем конечно любые привычки трансформируются и подстраиваются к новой реальности. Однако, для того чтобы онлайн контактирование было переносимым, с самого начала следует учесть следующие рекомендации или как минимум уделить определённое внимание вот каким трудностям:

1. Одновременно (то есть в два голоса) стараться не говорить.

2. Сообщать собеседнику о том, что его плохо слышно или плохо видно. Иногда и самому об этом спрашивать - хорошо ли видно и слышно Вас (особенно в начале встречи).

3. Быть готовым к тому, что может разорваться или ухудшиться связь. Договориться о том, что каждый будет делать в таком случае, и как поступать если восстановить связь не удастся до конца времени, отведенного на встречу.

4. Предупреждать собеседника о тех мешающих факторах, которые не удалось устранить (например, что собака будет лаять, или что телефон может разрядиться). В те моменты, когда у Вас шумно, - сообщайте об этом собеседнику и временно отключайте свой микрофон.

5. Если Вам придётся отвлекаться во время встречи, то постарайтесь предупреждать собеседника и заранее (по возможности) и в этот момент. Если Вы участвуете в онлайн-группе, то отключайте микрофон на это время.

6. Если Вы всё же разговариваете без гарнитуры, то учтите: 
некоторые телефоны и планшеты имеют направленные микрофоны, которые воспринимают голос не равномерно со всех сторон от телефона, а довольно узким лучом. То есть, при определённых положениях телефона относительно рта говорящего Вас может быть плохо слышно.

7. Если Вы ещё и передвигаетесь во время разговора, то могут добавиться ещё три проблемы.
Первая - телефон может терять сеть или понижать качество связи, в результате чего может подвисать изображение или даже вместе со звуком. Вторая - из-за смены картинки может повышаться нагрузка на процессор и на канал связи, из-за чего связь также может притормаживать. Третья - на Вас тяжело смотреть собеседнику (кружится голова). Поэтому лучше поменьше передвигать девайс, с которого Вы разговариваете.

8. Скрыть своё видео со своего экрана (другие участники конференции продолжают его видеть), если это позволяет мессенджер. В Zoom, к примеру, есть такая опция. Это помогает больше включаться в процесс общения. Видеть своё изображение человеку не очень привычно, а тем более во время разговора с другими. Поэтому большинство людей отвлекается, и фокус внимания размывается. Чтобы психотерапевтическая работа была максимально эффективной, следует скрыть своё видео. 

9. Регулярно в процессе конференции смотреть на людей, в лицо и в глаза. Так мы максимально ощущаем себя в контакте с человеком. Учитывая, что формат онлайн-встречи для homo sapiens является неестественным, следует предпринимать регулярные усилия для "заглубления в контакт".

10. Крайне нежелательно отвлекаться в другие окна и приложения в компьютере/телефоне, отвечать на звонки, переписываться в чатах, отвлекаться на заходящих детей, супругов и домашних животных - по той же причине, что и в предыдущем пункте.

Если учесть эти рекомендации, то общение посредством онлайн-сервисов становится намного удобнее, и уже не так сильно отличается от разговора в реальном кабинете. А значит можно больше внимания уделить самому этому общению и достаточно эффективно достигать желаемых результатов.
Приятного Вам онлайна!

Помощь психотерапевта