Работа чувств

Зачем нужны чувства, и как быть если они работают со сбоями.

Изменения.

Человек постоянно встречается с изменениями в своей жизни. Изменения требуют адекватной реакции на них: пошел дождь – хорошо бы открыть зонтик, появился голодный лев – лучше убежать, увидел друга – можно расслабиться и улыбнуться, купил смартфон – появилась возможность звонить в скайпе, и так далее. Чтобы приспособить себя к изменениям человек выработал определенные механизмы приспособления, среди которых важную роль играют личная эмоциональная оценка и интеллектуальная картина мира.

Роль чувств.

Чувства появляются как наша реакция на изменения в окружающей среде. Появляются чувства раньше мыслей, потому что эволюционно это боле ранний механизм и срабатывает он быстрее – а иногда это важно. Итак, с помощью чувств человек, как биологический организм, формирует свою личную эмоциональную оценку изменения. Эта оценка важна для выживания: следует ли избегать изменения, использовать его или еще как-то реагировать. Когда, к примеру, появляется большой агрессивный зверь, то реакция страха или испуга спасает человеку жизнь. А если зверь не очень большой и его можно с пользой для себя убить, то и чувства будут другие – возбуждение, интерес и азарт.

Оценка эта очень личная, и говорит о том, какие данному конкретному человеку открываются возможности или опасности в связи с появившимся данным конкретным изменением среды. Например, охотник умеющий охотиться на волков, может испытать азарт при виде такого зверя, а человек без охотничьих навыков – вряд ли.

Чтобы эмоциональная оценка сформировалась, чувства должны пройти определенную эволюцию. Это некоторая работа чувств. Психологи довольно широко пользуются термином «работа горя», например. Но и все прочие чувства работают в том же смысле.

Осознавание.

Если работа чувств проведена полностью и без прерываний, то человек формирует устойчивую личную эмоциональную оценку того изменения среды, появление которого вызвало эти чувства в человеке. Далее, на основании этой оценки, сознание вписывает случившееся изменение среды в личную интеллектуальную картину мира: изменению отводится некоторые место, смысл, понимание, описание, с ним связываются определенные стратегии поведения. Полностью этот процесс – эмоциональная и последующая интеллектуальная оценка – и есть осознавание. Когда человек осознал изменение – он полностью принял существование этого нового феномена в среде и приспособил себя к этому факту, то есть научился использовать, игнорировать или бороться (компенсировать) с ним наиболее эффективно (или стал этому учиться).

Неосознанность.

В случае, когда работа чувств по какой-либо причине прервана или остановлена (причины этого здесь не будут рассматриваться, перечень их велик), личное отношение не завершает формирование. В отсутствии личного отношения невозможно сформировать отношение интеллектуальное – объект как будто недоступен уму, который как известно воспринимает мир опосредованно. В результате человек либо «не видит» изменения, либо пользуется чужим эмоциональным отношением к нему – то есть «мама сказала, что это стыдно», «все знают, как это приятно» и т. д. Когда человек «не видит» - он похож на слепого, и либо наталкивается на опасности либо упускает какие-то возможности. Когда человек заимствует чужую эмоциональную оценку – он искаженно воспринимает возможности и опасности, которые ему открываются. Так или иначе, ум такого человека строит картину мира из того что есть. Слепые пятна и чужие оценки встраиваются в представление о мире. Это называют неосознанностью.

Симптомы неосознанности.

И когда человек строит свою деятельность, он опирается на свою картину мира: подходящее поддерживает, неподходящее отбрасывает, несущественное игнорирует. Если в картине мира есть элементы, которые этим человеком сформированы по неосознанной схеме, то и деятельность его будет соответствующей: подходящее отбрасывать или игнорировать, неподходящее игнорировать или поддерживать, несущественное отбрасывать или поддерживать. Что неизбежно ухудшает качество его жизни.

Тогда для самого этого человека кажутся странными последствия его дел: хотел одного и делал вроде все правильно, а получил другое. Или его будут догонять «побочные следствия его дел» - вроде похмелья или нехватки времени на семью из-за работы (а может и наоборот). А для других он будет выглядеть странным чудаком, в лучшем случае.

И по причине того, что у человека впечатление «я все делаю правильно», ему кажется что проблема не в нем а в окружающей среде. Такой человек будет считать, что в следующей подобной ситуации надо повторить «правильный» алгоритм действий и все сработает. Так и появляются «любимые грабли», на которые приходится наступать снова и снова.

Реконструирование картины мира.

Причем, без изменения картины мира невозможно поменять деятельность. А изменить картину мира можно лишь на основании новой эмоциональной оценки – только с таким материалом работает ум. И если не возобновить работу чувств с того места, где она прервалась – то новая оценка будет снова взята «со стороны». И картина мира снова не будет обеспечивать человеку здоровой и приятной жизни.

Однако, возобновить работу чувств с момента прерывания – это задача наподобие задачи связиста восстановить связь между штабом и передовой. Нужны некоторые специфические навыки и некоторые особые ресурсы. Несмотря на то, что прерывание работы чувств случается пожалуй с каждым человеком, к этому, к сожалению, не готовят с детства. Поэтому многие эту связь восстанавливают годами и не всегда успешно.

К счастью, есть специалисты, которые обучались этому делу и умеют обучать других – это психологи, психотерапевты. Работу с чувствами можно вести в формате индивидуальной терапии, или в динамической группе. В таких группах происходит поиск «странных сбоев» в делах и жизненных событиях участников, исследование обстоятельств и причин этих странностей. А также перезапуск работы чувств с момента прерывания, что через некоторое время неизбежно приводит к формированию более адекватной картины мира у этого человека. Еженедельные группы предназначены для актуальной настройки на происходящее в жизни участников и отреагирования текущих жизненных событий и ситуаций.  Группы ежемесячных встреч позволяют провести углубленное исследование событий и обнаружение значимых прерываний, а значит результаты работы в такой группе могут быть более глубокими и долговременными. Индивидуальная терапия позволяет выполнять любую из этих  задач, актуальную для клиента в тот или иной момент.

 

Егор Синишин, 31.08.2014

Помощь психотерапевта