Правила работы психотерапевтической группы.

Это статья сугубо практическая, содержит те правила, на основании которых я работаю сам и веду группы. Поэтому она будет дорабатываться и не имеет окончательного вида. Я не знаю, будет ли она иметь его когда-нибудь для меня самого. Дело в том, что я продолжаю психотерапевтическую практику и не планирую заканчивать в обозримом будущем. Поэтому опыт моих наблюдений все время дополняется.

Правила работы психотерапевтической группы не являются правилами в распространённом социальном значении. Они скорее имеют характер природных законов. Если им следовать, то отношения между участниками группы развиваются в конструктивном ключе. А если их нарушать - то в деструктивном. Говоря проще, при следовании этим правилам удовлетворение участников в группе повышается, а при нарушении этих правил увеличивается страдание. Поэтому, возможно, было бы уместно говорить не о правилах, а о тенденциях и соответствующих рекомендациях. Но традиция такова, что о правилах говорить привычнее, а значит и понятнее и эффективнее. 
Следует учесть, что тенденций в групповой динамике много, и если их все достаточно понятно описать в списке правил, то он получится весьма объёмным. Предлагать участникам группы с самого начала выполнять или даже хотя бы прочитать такой список – может показаться слишком обременительным. Поэтому группа в процессе своей работы постепенно нащупывает те правила, которые актуализируются в соответствующие моменты. Однако есть и такие, которые желательно объявить заранее. Кроме того, ведущему группы удобно заранее иметь представление об этом списке. 

Правила группы можно условно разделить на три категории. Первая категория – организационные правила, или сеттинг группы. Ещё две относятся к содержанию групповой динамики: рекомендации «что следует поддерживать» и рекомендации «что следует останавливать». 

  1. Организационные правила, сеттинг. Внешние условия существования, или «форма» группы. Эти правила обычно определяет ведущий группы до её начала, и они не меняются до конца жизни группы. По усмотрению ведущего для каких-то специальных целей он может менять сам или предложить участникам обсудить некоторую гибкость этих правил.
    1. Время и место. Дни и часы встречи группы, физическая или виртуальная территория.
    2. Закрытая или открытая. То есть будут ли добавляться новые участники в процессе работы группы.
    3. Условия оплаты: до встречи группы или после, возможно за несколько сессий или за некоторый срок, сумма оплаты, валюта платежа, наличные или безналичные.
      1. Оплата пропусков. Возможны ли не оплачиваемые пропуски для участников, по каким основаниям. 
    4. «Ты» или «Вы». Как участникам обращаться друг к другу и к ведущему.
    5. Предупреждать о своих пропусках и опозданиях. Желательно предупреждать заранее ведущего или всю группу, звонить или писать в чат когда это внезапно. Можно ли приходить на встречу группы с опозданием, есть ли ограничение по величине опоздания.
  2. О содержании встречи, рекомендации «что поддерживать». Поддерживать стоит те формы предъявления участников, которые ведут ко взаимному удовлетворению. Что поливаешь, то и растёт!
    1. Прямые обращения предпочтительны. Говоря о человеке, присутствующем в группе, следует обращаться прямо к этому человеку (за исключением диалога с другим участником, где требуется ссылка на присутствующего в группе). Говоря что-то, старайтесь выбирать того, кому Вы это говорите. Если Вы будете говорить «группе» или «пространству», то высока вероятность того, что Вы не получите ответа, и ещё одна незавершённая коммуникация повиснет в воздухе.
    2. Приоритет «здесь-и-сейчас». По сравнению с обсуждением историй, происходящих за рамками групповой встречи, будет важнее и эффективнее для всей группы обсуждение происходящего в группе – так как это касается всех участников.
    3. Высказывания от «я» и о себе. Предъявление содержания своего субъективного мира куда важнее для выстраивания «хороших отношений», чем обмен мнениями о чём-либо вне себя. Внутри нашего субъективного мира происходят акты восприятий, ощущений, эмоций, фантазий, желаний, размышлений, суждений, выборов, решений. Мнения (суждения) – лишь часть этого мира, и в обыденных коммуникациях их слишком много. Что является одной из причин низкого качества этих коммуникаций. В психотерапевтической группе этот перекос необходимо выравнивать.
    4. Обращайтесь к своим физическим переживаниям, а также к изменениям поз и жестов других. Например, если Вы начинаете испытывать дискомфорт и головную боль, пока кто-то говорит слишком много по Вашему мнению, поделитесь своими переживаниями с этим человеком.
    5. Говорить об актуальных эмоциях. Обычно, самая избегаемая область субъективного мира – эмоциональная. Поэтому в психотерапевтической группе этой области следует уделять несколько бОльшее внимание, чем остальным. Регулярное внимание к эмоциональным переживаниям помогает натренировать сознание тому, как эффективно использовать свои эмоции в процессе проживания своей жизни. Наибольшая эффективность такой тренировки происходит при наблюдении за теми эмоциями, которые происходят прямо сейчас.
    6. «Я-сообщения». Это схема высказывания от «я» и о себе, включающая в себя прямое обращение, «здесь-и-сейчас» контекст, актуальные эмоции и запрос на изменение коммуникации в горизонтальной плоскости. Максимально конструктивная форма взаимодействия между людьми, по моему мнению. Довольно трудна к освоению по причине большой инерции к использованию стандартных защитно-нападающих форм речи. Поэтому стоит тренировать её по частям – для этого и существуют рекомендации выше.
    7. Стараться выслушивать говорящего и пытаться его понять. Это одна из существенных функций коммуникации, вспомните об этом.
    8. Прислушивайтесь к чувствам других людей и признавайте их. Избегайте интерпретировать «подлинное» значение утверждений человека.
    9. Экспериментируйте, рискуя участвовать в обсуждениях. Группа – это гуманитарная лаборатория, в которой Вы можете испытать воздействие Вашего поведения, которое раньше Вы считали недоступным для себя.
    10. Передавать слово или говорить «я закончил(а)».
    11. Желательно предупреждать зачем выхожу. Во время групповой встречи может возникнуть необходимость выйти из группы (ответить на звонок, посетить туалет). Следует предупредить участников о причине своего выхода и может быть назвать примерное время. Это необходимо для того, чтобы остающиеся в группе не были вынуждены лихорадочно обдумывать, не вышел ли участник из группы для совершения попытки суицида, и не пора ли вызывать службы спасения.
  3. О содержании встречи, рекомендации «что следует останавливать». Обычно следует останавливать или как минимум ограничивать неосознаваемые формы агрессии. Их так же называют пассивной, скрытой, нелегальной, отыгрываемой или неприсвоенной агрессией. Задача состоит в осознании, признании своей агрессии и принятии ответственности за неё. Без этого принятия в группе развиваются деструктивные формы агрессии. Будучи принятой, агрессия становится конструктивной силой и становится инструментов в достижении удовлетворения.
    1. Уголовный и гражданский кодексы продолжают своё действие и во время групповой работы. 
    2. Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать за пределами группы истории других участников группы. Можно рассказывать только о лично своём опыте переживаний. 
      1. Нельзя записывать (аудио и видео). Можно делать записи на бумаге, или спрашивать явное разрешение всех участников перед записью/фотографированием.
      2. Нельзя негласно приглашать свидетелей в группу (в онлайн-группе технически возможно наблюдать за группой, не будучи замеченным. Но и при встрече в оффлайн-группе тот же эффект дают микрофоны, видеокамеры и смартфоны).
    3. Правило «стоп!». Каждый участник группы имеет право остановить какое-либо взаимодействие в отношении его самого или вмешаться в происходящее в группе – в случае если ему оно причиняет страдание.
    4. Стараться не перебивать говорящего. Если кто-то долго говорит, то следует кратко сообщить о своем желании что-то сказать, или поднять руку. В случаях, когда это правило может вступать в конфликт с правилом «стоп!», приоритет отдаётся правилу «стоп!». Но далее требуется разбор такой ситуации.
    5. Нельзя оскорблять участников группы. Это разрушительно для безопасности. Следует говорить о своей злости, желательно используя «я-сообщение».
    6. Стараться воздерживаться от оценочных суждений. Избыточное количество оценок уже обычно присутствует в обычной жизни, и это один из стрессовых факторов, ведущих к увеличению страданий. Предпочтительно говорить о том значении, которое имеет для участника это его суждение.
    7. Стараться не злословить даже по отношению к кому-то за пределами группы. Следует стремиться признавать свою агрессию, а не выплёскивать её автоматически.
    8. Вопросам следует предпочитать утверждения. Вопросительная форма в некоторой степени агрессивна. Вопрос – это требование раскрыться. В то же время, любой вопрос может быть переформулирован в утверждение. Утверждение – это раскрытие чего-то своего, о себе. Таким образом, участник обучается ответственности за возникающие у него импульсы и перестаёт требовать от окружающих перерабатывать его агрессивность.

Наверняка найдутся и другие хорошие правила для психотерапевтической группы.

Помощь психотерапевта