Контакт в гештальт-терапии

Захотелось мне разобраться в базовом принципе гештальт-терапии – «контакт» (или контакт-граница). Почитал я классиков, и вот что нашел про контакт:

Гудман:

Контакт - процесс энергетического обмена между человеком и окружающей средой, в котором происходит получение потребного от среды и отвержение излишнего.

 

Лебедева:

Человек взаимодействует со средой (не только с человеком, но и с объектом) в целях удовлетворения собственной потребности для достижения «внутренней гармонии», что может сопровождаться расслаблением и удовольствием, покоем.

 

Перлз:

контакт – осознание и поведение, направленное в сторону привлекательного нового и отвержения непривлекательного.

 

Размышления над этими постулатами и обсуждение моих мыслей с коллегой – Евгенией Крючковой (наши диалоги частично приведены здесь, ввиду их ценности на мой взгляд, и выделены курсивом) – привели меня к следующим выводам (или предположениям):

1. «получение потребного от среды и отвержение излишнего» - то есть контакт-граница является фильтром, или мембраной, избирающей подходящее и отвергающей неподходящее.

2. «между человеком и окружающей средой» Концепция Контакта описывает субъективную точку зрения: "МОЯ контакт-граница". Осознание всегда очень лично и индивидуально, это интимный процесс. Следовательно, оценка подходящего-неподходящего происходит субъективно, к тому же первичный отбор воспринимаемого – бессознателен и во многом опирается на имеющийся опыт предыдущих восприятий среды.

3. Две субъективные контакт-границы могут не совпадать, как могут не совпадать и оценки подходящего-неподходящего – причем это почти правило, поскольку личный опыт у субъектов всегда различается, иногда очень существенно, вплоть до появления взаимоисключающих субъективных смыслов.

4. Две субъективные контакт-границы могут в какой-то момент совпасть, если актуальные потребности этих двоих абсолютно комплементарны: ".. наши ожидания совпали" - но это скорее редкость.

5. «в целях удовлетворения собственной потребности» Это значит, что человек «заряжен» на контакт своей актуальной потребностью и стремлением к покою. Есть потребность – есть стремление устроить контакт, нет потребности – контакта нет и быть не может. Или даже вопрос стоит – в наличии осознаваемой потребности, фигуры: только при наличии осознаваемой потребности возможен контакт!

Евгения: а если чел хочет секса, а вместо этого идет и ест, т.к. не понимает чего же ему хочется, (не понимать, не распознавать может по разным причинам) так вот контакт-то есть! с едой. И причина не осознана, а осознан только дискомфорт.

Егор: В этом случае не происходит контакта, и вот по какой причине: потребность не удовлетворена (ибо не распознана) и напряжение останется внутри организма, то есть обмен со средой не произошел – это в контексте потребности «хочу секса» - и заряд энергии остался где-то в организме. А потребности «хочу есть» и вовсе не было, хотя обмен со средой вроде состоялся, но получено не потребное, а излишнее, так что «фильтр» не сработал.

6. «осознание и поведение» Тогда контакт – не только момент получения «желаемого», но и процесс осознавания своих желаний, выбора наиболее актуального желания, выбора объекта для удовлетворения этого желания, процесс приближения к объекту, процесс удовлетворения желания, и процесс расслабления-ассимиляции после удовлетворения. Контакт начинается как бы «до контакта», да и продолжается «после контакта».  Это описывается концепцией «Цикл контакта».

7. «поведение, направленное в сторону привлекательного нового и отвержения непривлекательного» Требуется отдельность от среды, для того чтобы обладать потребностью и иметь возможность её удовлетворить. Иначе – в слиянии со средой – не выделяется потребность и нет места контакту.

Евгения: или нет места полноценному, хорошему контакту. Или нет чувства удовлетворения после завершения цикла контакта. Ведь контакт-то все равно какой-то свершается пусть и кривенький.

Егор: Нет, это уже контактом не называется. Это какой-то бессознательный природный процесс, как фотосинтез в листьях бананового дерева в верховьях Амазонки, который никто не наблюдает – его как-бы и нет. Точнее: этот процесс не существует ни в чьем субъективном мире. Нет осознания – нет контакта.

8. В момент непосредственно контакта («контактинг» в цикле контакта) и удовлетворения потребности – субъект сливается со средой (Другим, субъектом или объектом).

9. После краткого слияния с объектом потребности снова возникает отдельность. Чередование фаз: Контакт – отход.

Таким образом, вырисовалось более личное понимание, что такое Контакт, каковы его свойства и виды, из каких фаз он состоит, как они переходят друг в друга, какие условия на это влияют:

  1. Контакт – это процесс, в котором субъект (человек) через осознание актуальной потребности ищет во внешней среде способ удовлетворить эту потребность и производит обмен со средой по поводу удовлетворения своей потребности.

Евгения: мне кажется, осознание – это в идеале. К этому стремимся…а чаще при обнаружении дискомфорта, повышении тревожности и т.д.

Егор: так осознание только потому и появляется, что дискомфорт возникает сначала, и бессознательные схемы не помогают! Сознание, по-моему, и возникло вообще, как защитный механизм более адаптивный, чем имеющиеся бессознательные.

  1. Процесс этот может быть завершенным (полный цикл Контакта) или сорванным. Однажды запустившийся, но сорванный цикл Контакта стремится к завершению не зависимо от продолжительности и вида прерывания (Бессознательное Субъекта не останавливается после того, как цикл Контакта сорван а сознание Субъекта отвлеклось и более не считает потребность «актуальной» – ведь потребность всё же не удовлетворена).
  2. Условиями успешного начала, протекания и завершения цикла Контакта являются:

3.1.  отдельность, или субъектность. А значит – наличие границы Субъект/Среда.

3.2.  осознание своей отдельности Субъектом (можно включить в понятие собственно отдельности).

3.3.  наличие актуальной потребности у Субъекта (вопрос – что называть «актуальностью» потребности?) Евгения: наличие дискомфорта и осознание в какой зоне и по какому поводу этот дискомфорт.

3.4.  опять осознание Субъектом – теперь своей потребности.

Предыдущее и данное условия можно объединить в другом утверждении: способность или умение Субъекта выделять и акцентировать одну потребность из поля потребностей, назначая её «актуальной» и уделяя её удовлетворению достаточное количество личного внимания и энергии.

3.5. способность или умение Субъекта находить в среде объекты, способные удовлетворить потребность Субъекта, и отказываться от неподходящих. Также – наличие подходящих объектов в среде. Либо же дополнительное умение Субъекта: модифицировать неподходящие объекты в подходящие, то есть – Творческая Адаптация ;).

3.6. способность или умение Субъекта «растворять» границу Субъект/Среда для совершения обмена со средой, а также восстанавливать эту границу впоследствии.

3.7. способность или умение Субъекта обмениваться со средой, то есть: принимать и растворять в себе то, что получено из среды, «переваривать» и присваивать новое; выделять из себя и отдавать среде, после чего диссоциироваться с некоторой бывшей, старой частью «себя».

3.8. способность или умение Субъекта фокусировать и удерживать своё внимание на процессе контакта от начала и до конца (либо возвращаться после отвлечения).

4. Способность выше (во всех восьми пунктах) подразумевается как врожденное качество Субъекта, а умение – как приобретенное и выученное. Таким образом, искусство Контакта – совокупность врожденных и приобретенных качеств субъекта. Там, где врожденные качества не позволяют провести полноценный цикл Контакта, есть возможность обучиться этим или другим качествам, которые позволят провести цикл обмена со средой и удовлетворить потребность. Таким образом, самым важным для успешного контактирования врожденным качеством можно назвать способность к учению.

5. Выделение в себе актуальной потребности и выделение в среде подходящего объекта – удивительно похожие процессы, что позволяет предположить возможность совпадения применяемых Субъектом стратегий в каждом из них и/или заимствования между ними

 

Егор Синишин, Евгения Крючкова.

январь 2014

Помощь психотерапевта